Генеральный директор РАОООиСОХ «Кансонар», к.б.н. Бербер А.П.

Наконец-то свершилось! Наша 3-х летняя работа над проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира» завершилась его принятием. В настоящее время этот Закон подписан главой государства и после публикации в республиканской прессе,  вступил в силу.

Не все наши предложения включены в этот Закон, не все надежды охотников и предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере охотничьего хозяйства оправдались. «Светлое будущее», в охотничьей отрасли, отложено ещё на неопределённое время. Тем не менее, вошедшие в Закон дополнения и изменения, выдержавшие многочисленные согласования и рассмотрения при его продвижении  – это успех!  Поздравляем всех коллег и соратников принимавших участие в разработке и продвижении этого Закона.

В целях привлечения внимания субъектов охотничьего хозяйства, сотрудников природоохранных учреждений и всех заинтересованных лиц, ниже изложу своё понимание некоторых из принятых норм.

Что мы получили?

- Для более полного определения задач межхозяйственного охотоустройства в статье. 1. Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» расширено понятие «межхозяйственного охотоустройства» – определение границ и категорий охотничьего хозяйства, расчет площади, состояния животного мира и среды его обитания, определение методик учета животных, проведение учетов по основным видам, определение контрольных маршрутов и площадок учета животных для проектируемого охотничьего хозяйства. В новой редакции охотпользователь, из материалов межхозяйственного устройства будет иметь более полное представление об охотничьем хозяйстве, выставленном на конкурс, а госорган при необходимости контроля, сможет получить достоверные данные по динамике численности основных видов охотничьих животных, в каждом охотничьем хозяйстве.

- Статью 9 дополнили компетенцией уполномоченного органа -  «принимать решение о …переносе сроков начала охоты на более ранний срок и окончания охоты на более поздний срок..;» - т.е. упрощена процедура корректировки открытия и закрытия охотничьего сезона в зависимости от климатических условий регионов. Ранее эта задача была невыполнима - на эту процедуру уходили месяцы. 

- В статьях 240 и 240-1 Экологического кодекса и Статьи 20. Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», играющих важную роль при ведении интенсивного охотничьего хозяйства и вольерном разведении диких животных, более детально изложены нормы интродукции, ре-интродукции и гибридизации видов животных, их ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан, устранены противоречия и возможность двойного толкования.

- В статьях 14, 33, 38 предусмотрено право на охоту физических лиц при получении разрешенияили путевки на пользование животным миром, - это упростит процедуру получения субъектами охотничьего хозяйства разрешений на пользование животным миром (возможно будет получать общее разрешение в электронном виде, через ЦОН), а охотникам будет выдаваться только путёвка, заполненная в соответствии с установленными нормами. Это изменение, помимо удобства для охотпользователей, экономит бюджетные десятки млн. тенге, которые ранее выделялись на изготовление бланков, а так же время госсотрудников, выписывающих их.

- Поправка в Статью 23, исключающаяотлов диких животных в целях реинтродукции из понятия «специальное пользование животным миром» -  предназначена для стимулирования охотпользователей к переселению диких животных, в целях восстановления исчезнувших популяций и повышения репродуктивности местных популяций. Разрешение на отлов диких животных для переселения будет выдаваться бесплатно.

- В статье 27. обеспечение егерей служебным оружием, перенесено из обязанностей пользователей животным миром (пп 18) в их права (пп 6-1) – это позволит субъектам охотничьего хозяйства самостоятельно определять способы охраны угодий и их формы (оперативные группы, специализированная охрана, видеокамеры и т.п.) в зависимости от рельефа, климатических условий и других особенностей места расположения угодий, а так же принимать на работу опытных специалистов, не желающих или не имеющих возможность получить разрешение на ношение оружия.

- В пп. 15., этой же статьи, из обязанностей субъектов охотничьего хозяйства исключена регистрация в уполномоченном органе всех заключенных договоров с физическими и юридическими лицами на пользование животным миром, предусмотрено лишь предоставление информации об их заключении.

- В целях разграничения оснований прекращения права пользования животным миром и права ведения охотничьего хозяйства,из статьи 30«Основания прекращения права пользования
                 животным миром» подпункты 1) добровольный отказ от пользования животным миром и 5) изъятия земельных участков, на которых произведено закрепление охотничьих угодий или рыбохозяйственных водоемов и (или) участков, для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан исключены и дополнены в п 2-1 статьи 37 «Предоставление права ведения охотничьего хозяйства».

- Устранены противоречия Лесного Кодекса с Законом «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»:

Дополнение в Статью 31 – пунктом «1-1. Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства предоставляются в долгосрочное лесопользование на основании договора на ведение охотничьего хозяйства, заключённого в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, с последующим оформлением договора между государственным лесовладельцем и лесопользователем.» - устраняет возможность закрепления одного и того же охотничьего хозяйства или входящие в его состав лесные участки, за разными субъектами. Одному по Лесному Кодексу, а второму по Закону «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».

Исключение понятия – «охотничьего хозяйства» из побочного лесопользования в Статье 36. устраняет противоречие со Статьёй 100 Лесного Кодекса и нормами Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». При выполнении охотхозяйственных и охранных мероприятий, сотрудниками охотничьего хозяйства, а так же при посещении хозяйства охотниками, более не требуется оформлять  лесной билет, являющийся документом, предоставляющим право на осуществление побочных лесных пользований.

- Для развитие иностранного охотничьего туризма,  в Статью 6. Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» введено понятие «охотничий туризм», а соответственно субъекты охотничьего хозяйства могут претендовать и на все льготы и преференции туристической отрасли. В статье 33. Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» из перечня документов дающих иностранцу право на охоту на территории Республики Казахстан исключили документ, удостоверяющий его право на охоту, выданного в стране проживания, т.к. в некоторых государствах такой документ не предусмотрен.

- Для определения нового вида интенсивного ведения охотничьего хозяйства, основанного на содержании и разведении диких животных, легально изъятых из природы или завезённых из других охотничьих ферм, на огороженных участках (в вольерах) для охотничьих целей Статья 1. Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» - дополнена понятием – «фермерское охотничье хозяйство» (пп. 78-1).

- Права предпринимателей, занимающихся ведением фермерских охотничьих хозяйств, закреплены в статье 23. дополненой п. 5-1. -«Пользование разведёнными и содержащимися в неволе и (или) полувольных условиях животными в фермерских охотничьих хозяйствах определяется их владельцами». А в п.7. статьи 27 предусмотрено право проведения охоты на территории дичеферм.

          -  В целях привлечения частных инвесторов к вольерному разведению редких и исчезающих видов диких животных, внесены дополнения в статьи 251, 252 Экологического кодекса, в части условий компенсации, отловленных из природы животных, для создания маточного поголовья и включения в список, имеющих право разводить редких животных, предпринимателей, предусмотрев в статье 15 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», разведение редких животных в эстетических и коммерческих целях.

        - Внесённые в статью 40 Закона об особо охраняемых территориях поправки, исключают организацию и проведение охоты в Государственных Национальных природных парках, а соответственно прекратилась их конкуренция с частными охотничьими хозяйствами, при приёме иностранных охотников - туристов.

       - В Статье 78 перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных дополнили «исчезнувшими» видами. Это позволит заниматься их восстановлением в местах их прежнего ареала, используя сохранившиеся особи в зоопарках, вольерах и других государствах.

Имеются ещё ряд поправок (см. в Законе), но к сожаленью не решён ещё ряд ключевых проблем, мешающих развитию отрасли:

1. Земельный вопрос (целевое закрепление земель для нужд охотничьего хозяйства и для охотничьих ферм) - без выделения земли охотничьим хозяйствам не будет интенсификации охотничьего хозяйства, предусматривающегосоздания временных сооружений (подкормочные площадки, водоёмы выкладка солонцов, создание галечников, порхалищ, искусственных гнёзд, защитных сооружений, создание ремиз, искусственных ванн, чесалищ и т.п.), строительство вольеров в целях разведения животных для последующего разового выпуска или ежегодного выпуска в охотничье хозяйство, посадки кормовых полей и др. А фермерское охотничье хозяйство вообще не возможно без наличия земельного участка (от 100 га до 10000 га), для строительства постоянно действующих вольеров (сеть вольеров с расколами, коридорами, летниками, зимниками, карантинами, сафари парками), подсобных зданий и другой инфраструктуры.

2. Существующий порядок утверждения лимита. Ныне действующий порядок формирования и утверждения лимита создаёт лишь иллюзию контроля за состоянием популяций со стороны уполномоченного органа. Он основан на долгосрочном прогнозе (данных учётов численности 1,5-2-х летней давности), забюрокрачен, не отвечает биологическим основам не истощительного использования животного мира, не позволяет охотничьим хозяйствам управлять дикими животными, оперативно реагировать на процессы происходящие в их популяциях. 

3. Получения права собственности субъектом охотничьего и рыбного хозяйств на объекты животного мира в пределах квоты. Отсутствие этой нормы не позволяет охотхозяйственной  организации применять нормы гражданского кодекса, предъявлять иск, при нанесения ей ущерба браконьерами и другими физическими и юридическими лицами, действия которых повлекли гибель охотничьих диких животных, обитающих на закреплённой за охотпользователем территории.

 4. Необходимость запрета на использование для охоты снегоходного транспорта. Охота на снегоходном транспорте практически бесконтрольна, аморальна, т.к. дикие животные, особенно копытные, не имеют ни каких шансов спастись от преследователя.

5. Пересмотрение норм «всё охватывающего» контроля и «опека» заводчиков за содержанием и разведением диких животных в неволе и полувольных условиях. Так статьёй 252 Экологического кодекса РК предусмотрено наличие разрешения уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира на разведение, а у же у работающего предприятия отзыв или аннулирование ранее выданного разрешения, а так же выдачу разрешения на преобретение, сбыт и обмен разведённых в вольере и находящихся в частной собственности редких животных. Нормы контроля статей 50, 52 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», помимо ущемления интересов предпринимателей (вторгаются в частную собственность граждан), реально не выполнимы. В настоящее время тысячи людей содержат, а некоторые разводят различных питомцев (бабочек, пауков, скорпионов, различных змей, черепах, тритонов, канареек, попугаев, перепёлок, фазанов, хомячков, крыс, хорьков, кроликов и т.д.). Много ли проверили их условия содержания? И чем собираются руководствоваться, ведь к каждому виду необходима своя инструкция, основанная на многолетних наблюдениях и исследованиях.

Есть и некоторые другие менее значимые нормы, требующие корректировки. Над устранением всех этих проблем мы уже работаем в рамках следующего проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса». 

 

 

 АТЛАС РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗООНОЗНЫХ ИНФЕКЦИЙ  НА ТЕРРИТОРИИ ОХОТНИЧЬИХ ХОЗЯЙСТВ И ООПТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

Карты по регионам

Атлас приложение 1

Атлас приложение 2

Атлас приложение 3

 

 

 

 

 Республиканская ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар» прошла аккредитацию в Комитете лесного хозяйства и животного мира МСХ РК и получила свидетельство «об аккредитации Республиканской ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар»» за № 2, от 15 марта 2017 года.

 

График проведения племенных смотров национальных и охотничьих пород собак по регионам на 2017 г.