Вы здесь

Предложения РА ООО и СОХ «Кансонар» к проекту Концепции законопроекта РК «По вопросам туристской деятельности»

Предложения по проекту Концепции законопроекта

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности», подготовленные Республиканской Ассоциацией «Кансонар»

 

Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - Комитет), рассмотрев проект Концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности» предлагает следующее:

По экологическому туризму

  1.  На стр.7 в обоснованиях необходимости разработки законопроекта предлагается исключить предложение: «Еще одно направление практически не имеет государственной регуляции – это туризм в особо охраняемых природных территориях  (экологический) и охотничье-трофейный туризм».

Комментарий: Развитие туризма на особо охраняемых природных территориях регулируется Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об ООПТ) и Правилами осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1063.

2. На стр.19 в пункте 2.8 «Наделение соответствующей компетенцией Правительства РК, уполномоченного органа в сфере туризма и иных государственных органов»предлагаетсяисключить пункт 2) «согласование по принципу «одного окна» разрешительных процедур по вопросам развития туризма в зонах ООПТ».

Комментарии: В целях снижения административных барьеров в Законе об ООПТ   из статьи 8 была исключена компетенция по выдаче уполномоченным органом в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий физическим и юридическим лицам разрешения на использование под объекты строительства участков государственных национальных природных парков, предоставленных им в пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности.

В настоящее время согласно статьи 46 Закона об ООПТ предоставление земельных участков государственных национальных природных парков в долгосрочное пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности производится согласно договоров между администрацией государственного национального природного парка и пользователями участка.

Государственные национальные природные парки в основном располагаются в отдаленных участках от областных и районных центров, где отсутствуют центры обслуживания населения.

В этой связи предлагается из Концепции исключить норму по согласованию по принципу «одного окна» в части разрешительных процедур по вопросам развития туризма в зонах ООПТ.

3. В целях развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности» предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс в части исключения взимания платы с пеших туристов за использование особо охраняемых природных территорий.

Предусмотреть норму по взиманию платы за использование особо охраняемых природных территорий с юридического лица, являющегося землепользователем соответствующей ООПТ, исходя из пропускной способности объекта туризма в размере 0,2 МРП с посетителя.

Предлагаем ввести экологический сбор за въезд на автомобиле на особо охраняемую природную территорию  в размере:

- легковая автомашина - 0,5 МРП;

- грузовая автомашина - 0,6 МРП;

- микроавтобус - 0,8 МРП;

- автобус - 1 МРП.

 

По охотничьему туризму

4. По всему тексту проекта Концепции следует исключить слова «охотничье-трофейный», так как такое понятие в национальном законодательстве не имеется.

5. На стр.10 в список субъектам дополнительно добавить:

«11) ассоциации общественных объединений по направлениям туристского продукта.».

Комментарий: В соответствии со статьей 33-I Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» созданы Республиканские ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства, а также рыбаков и субъектов рыбного хозяйства с филиалами или представительствами в областях, которые оказывают туристские услуги в сфере организации охоты и рыболовства для иностранных граждан.

6. На стр.14 в текст предложения «Настоящим законопроектом предлагаются меры по оптимизации разрешительных процедур в интересах развития туризма в Казахстане с учетом целей и задач разрешительной системы» предлагается изложить в редакции: «Настоящим законопроектом предлагаются   внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по оптимизации разрешительных процедур в интересах развития туризма в Казахстане с учетом целей и задач разрешительной системы».

Комментарий: предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты в целях развития туристской деятельности.

Далее пункт 2)- исключить и добавить дополнительные пункты:

- ввести правовые нормы, упрощающие ввоз в РК охотничьего огнестрельного оружия и разрешающие провоз и использование метательного охотничьего оружия (лук, арбалеты) в целях производства охоты иностранными гражданами;

- ввести нормы, разрешающие использование иностранными охотниками арендного охотничьего оружия;

Комментарий: Имеющиеся барьеры для иностранных граждан при ввозе охотничьего огнестрельного оружия, наличие запрета на применение метательного охотничьего оружия (лук, арбалеты) на охоте, а также невозможность аренды охотничьего оружия является одним из сдерживающих факторов в развитии охотничьего туризма в республике.

- упростить процедуру выдачи разрешений на экспорт охотничьих и рыболовных трофеев;

Комментарий: Предоставить возможность вывоза трофеев, состоящих из обработанных черепа и рогов, шкуры вместе с охотником в качестве багажа, на основе минимального пакета документов, т.к. в большинстве стран на груз прибываемый вместе с охотником не требуется никакой документации.

Предусматривается, что при первичном отборе проб вместе с исследованием на сибирскую язву производится серологическое исследование трофеев и выдается в 2х экземплярах акты исследований, тем самым сократив сроки получения документации и расходов на повторное исследование.

- ввести нормы, разрешающие изъятие отдельных старых самцов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов копытных животных, вышедших из репродуктивного возраста, через систему международных аукционов;

Комментарий: На сегодняшний день, изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных производится постановлением Правительства на основании биологического обоснования с положительным заключением государственной экологической экспертизы. Мировой практикой доказано, что научно-обоснованный лимит изъятия старых самцов не оказывает угнетающего влияния на популяцию, а в некоторых случаях только увеличивает ее продуктивность. К примеру, самки некоторых видов семейства полорогих остаются яловыми, когда старый самец не позволяет самцам моложе участвовать в гоне, а сам не в силах покрыть всех самок. В Казахстане современное положение популяций многих редких копытных видов животных стабилизировалось и можно говорить об устойчивом использовании старых особей для целей охоты.

Статьей 15 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» не предусмотрено изъятие редких и исчезающих видов животных в целях трофейной охоты. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в данный закон.

Кроме того, в целях упрощения процедур и сокращения сроков выдачи разрешительных документов на изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов копытных животных, эффективной мерой будет передача компетенции по принятию решений об изъятии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, их частей или дериватов от Правительства в уполномоченный орган;

 

7. На стр. 19 в компетенцию Правительства РК включить дополнительный пункт:

«5) создание системы организации аукционов на изъятие отдельных видов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.».

Комментарий: Предлагается внедрить процедуру изъятия отдельных видов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных через аукцион.

 

8. На стр.19 в пункте 1 из компетенции уполномоченного органа в сфере туристской деятельности исключить слова «охраны животного и растительного мира», поскольку компетенция обеспечения охраны животного и растительного мира» находится в ведении уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животным миром (ЗРК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»).

9. Добавить дополнительный пункт 11) «содействие уполномоченному органу в области охраны, воспроизводства использования животного мира в организации   охоты и рыболовства с участием иностранных граждан;».

10. На стр.21 добавить дополнительные законодательные акты:

Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»

Закон РК «По контролю за оборотом отдельных видов оружия».

Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях»

 

11. На стр.20 в компетенцию государственных органов включить дополнительные пункты:

«4.4. Наделение уполномоченного органа в области охраны, воспроизводства использования животным миром компетенцией:

  1) разработка и утверждение Правил организации охоты с участием иностранных граждан, а также Правил организации рыболовства с участием иностранных граждан;

  2) разработка и утверждение Правил проведения аукциона на изъятие отдельных старых самцов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов копытных животных, вышедших из репродуктивного возраста;

  3) разработка и утверждение Правил определения лимита изъятия из природы отдельных старых особей редких и находящихся под угрозой исчезновения видов копытных животных, вышедших из репродуктивного возраста, и выставления их на аукцион.».

Комментарий: В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира – Министерство сельского хозяйства, осуществляющее руководство в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также в пределах своих полномочий межотраслевую координацию. В связи с этим, вопросы организации охоты с участием иностранных охотников являются прерогативой уполномоченного органа.

Предложение о целесообразности изъятия отдельных старых особей редких и находящихся под угрозой исчезновения видов копытных животных, вышедших из репродуктивного возраста, путем выставления на аукцион является эффективным механизмом самофинансирования охраны и сохранения видов, обеспечить прозрачность действий и избежание коррупционных проявлений.

 

 

Генеральный директор                                              Х.Мусабаев

 

3.09.2018г.